Блок управления аркадия схема

Блок управления аркадия схема
Блок управления аркадия схема
Блок управления аркадия схема
Блок управления аркадия схема
Блок управления аркадия схема
ТАРКР

Военно-морской флот всегда оставался самым дорогостоящим видом вооруженных сил. Строительство же боевых кораблей большого водоизмещения - по карману далеко не каждому государству, это могли себе позволить только технически высокоразвитые и весьма небедные страны. Уникальные тяжелые атомные ракетные крейсеры типа «Киров» являются крупнейшими, за исключением авианосцев, надводными кораблями. Недаром на Западе их классифицируют не иначе как «линейные крейсеры».

  ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АТОМНОГО КРЕЙСЕРА

Идея создания надводных кораблей с атом­ными энергетическими установками (АЭУ) возникла у военно-политического руководства Советского Союза еще во второй половине 50-х гг. прошлого века. Так, в 1955-56 гг. командование ВМФ СССР выдало под­контрольным научно-исследовательским институтам и оборонной промышленности оперативно-тактическое задание на разработ­ку двух проектов боевых кораблей: атомного крейсера (пр. 63) и атомного корабля противо­воздушной обороны (пр. 81).

В начале 1957 г. главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Сергей Горшков, назначен­ный на этот пост совсем недавно - 5 января 1956 г, (в возрасте 54 лет), дает указание объединить оба упомянутых проекта атомных надводных кораблей и в дальнейшем вести работы только по проекту 63, правда уже модифицированному. Данное решение глав­кома было вскоре утверждено руководством Министерства обороны и правительством страны. При этом разработчик - ленинград­ское Центральное конструкторское бюро №17 (ЦКБ-17, затем - Невское проектно-конструкторское бюро) - должен был сдать технический проект нового корабля к концу 1958 г. Однако и у пр. 63 судьба оказалась не долгой - в марте 1959 г. работы по нему были полностью прекращены.

К идее атомного боевого корабля вновь вернулись только в середине 1960-х гг., когда коллективу ленинградского Центрального кон­структорского бюро №53 (ЦКБ-53, затем - Северное проектно-конструкторское бюро, СПКБ) поручили создать «недорогой» океан­ский «атомный сторожевой корабль» водо­измещением около 8000 т, который бы имел неограниченную дальность плавания и был бы способен не только сопровождать конвои и обеспечивать боевую устойчивость отрядам боевых кораблей, но и с высокой степенью эффективности выполнять поиск атомных стратегических подводных ракетоносцев про­тивника, обеспечивать непрерывное слежение за ними и уничтожать их в нужный момент (преимущественно - с началом боевых дей­ствий или при выполнении «стратегом» опе­раций по подготовке к ракетному залпу). Предполагалось построить примерно по одно­му такому кораблю на каждый атомный подво­дный ракетоносец вероятного противника, что в итоге должно было составить 35-40 единиц. Однако впоследствии стало ясно, что такие планы являются невыполнимыми - в основном по причине слишком большой стоимости кора­бля и не готовности отечественной судострои­тельной промышленности к постройке такой серии атомных кораблей достаточно большо­го по тем временам водоизмещения.

Тем не менее, работы по новому проекту были продолжены - кораблю, точнее, его проекту, присвоили шифр 1144 и условное наименование «Орлан». Первоначально на нем планировалось установить перспектив­ный универсальный ракетный комплекс, спо­собный поражать надводные, подводные и даже воздушные цели; 57- и 76-мм артилле­рийские установки; реактивные бомбометные установки; торпедные аппараты и беспилот­ный вертолет (работы по данной теме велись отечественными конструкторами задолго до того, как до нее «доросли» американцы). Затем добавили комплекс противолодочного управляемого вооружения с ракетами, осна­щенными ядерными глубинными бомбами, или ракето-торпедами.

Впрочем, ни универсальный ракетный ком­плекс, ни беспилотный вертолет созданы так и не были, а потому состав вооружения перспективного атомного корабля пр. 1144 в тактико-техническом задании уже содер­жал противокорабельный ракетный комплекс П-120 «Малахит» с дозвуковой ракетой 4К85 (оснащалась фугасно-кумулятивной или ядерной боевой частью и имела комбинированную систему наведения - инерциальную навигаци­онную систему и активную радиолокационную СН), комплекс противолодочного управля­емого ракетного оружия «Метель» (боевое средство - твердотопливная противолодочная телеуправляемая крылатая ракета 84Р, боевая часть которой представляла собой самонаводящуюся противолодочную торпеду АГ-2У с обычным зарядом), зенитный ракет­ный комплекс С-300 «Форт» (аналог сухопутной «трехсотки»), 130-мм универсальные артиллерийские установки для обстрела надводных. береговых и воздушных целей, 30-мм скорострельные автоматические артиллерий­ские установки (преимущественная задача - борьба с воздушными целями), торпедные аппараты калибра 533 мм и реактивные бом­бометные установки, а также два вертоле­та - в основном для решения задач ПЛО и выдачи данных целеуказания на корабельные комплексы ракетного оружия.

Естественно, что с таким мощным вооружением предел по водоизмещению в 8000 т, существовавший изначально, оказался уже неактуальным, а потому новый «атомный большой противолодочный корабль», эскиз­ное проектирование которого было закончено в 1969 г., представлял собой уже несколько больший корабль - как по водоизмещению, так и по размерам (интересно, что в решении руководства от 1970 г., утверждавшем эскиз­ный проект, корабль уже классифицировался как «атомный противолодочный крейсер»). Впрочем, 25 мая 1971 г. в истории будущих новых атомных ракетных крейсеров типа «Киров» следует новый, достаточно резкий, поворот.

Дело в том, что параллельно с разработ­кой атомного большого противолодочного корабля шла проработка «чисто» ударного корабля, получившего шифр 1165 «Фугас» и предназначенного для борьбы с авианосными и корабельными ударными группами против­ника. Главную ударную силу этого «убийцы авианосцев» должны были составлять внача­ле 48 противокорабельных ракет комплекса П-120 «Малахит», а затем - 32 более мощные и дальнобойные сверхзвуковые противокора­бельные ракеты комплекса П-700 «Гранит». Новый ЗРК С-300 «Форт», размещаемый в усиленной комплектации, позволил бы кора­блю обеспечивать эффективную коллектив­ную противовоздушную оборону и защиту сопровождаемых отрядов боевых кораблей и конвоев от атакующих крылатых ракет про­тивника. Данный корабль классифицировался как «атомный ракетный крейсер», но уже 25 мая 1971 г. выходит постановление, пред­писывающее объединить пр. 1144 «Орлан» и 1165 «Фугас» в один с приданием атомному БПК ударных функций и переклассификацией его в «атомный противолодочный крейсер». Забегая вперед, скажем, что через шесть лет, в 1977 г., в советском ВМФ принимается новая классификация кораблей и судов, согласно которой корабли пр. 1144 типа «Киров», стали именоваться «тяжелыми атомными ракетны­ми крейсерами» (сокращенно ТАРКР), эта классификация сохранилась и до настоящего времени.

Разработка нового, объединенного про­екта осталась за Северным проектно-конструкторским бюро, главным конструкто­ром корабля был назначен Борис Израилевич Купенский, а главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга Анатолий Александрович Савин. Работы по созданию атомной энер­гетической установки, предназначенной для «Орлана» и получившей обозначение КН-3, вело Отдельное конструкторское бюро машиностроения, а ГТЗА-653 - конструкторское бюро Кировского завода в Ленинграде.

Окончательное техническое проектирова­ние крейсера было закончено в 1972 г., а 26 марта 1973 г. на Балтийском заводе имени С. Орджоникидзе в Ленинграде был зало­жен головной корабль серии, получивший название «Киров» - в честь выведенного из боевого состава ВМФ знаменитого крейсера пр. 26. По традиции он получил от последне­го и Краснознаменный военно-морской флаг (почетное звание было присвоено крейсеру 25 июня 1977 г.)

Новый корабль предназначался уже для нанесения ударов по корабельным группировкам противника (в первую очередь - по авианосным группам и соединениям), осу­ществления поиска, слежения и уничтожения подводных лодок (в основном - атомных под­водных стратегических ракетоносцев), а также обеспечения зональной противовоздушной, а позже и противоракетной обороны своих сил.

«Киров» имел корпус с удлиненным полу­баком и двойное дно на всем его протяжении, а также локальную бронезащиту машинных отделений, погребов боезапаса и практически всех боевых постов. Корпус крейсера был разделен водонепроницаемыми переборками на 16 главных отсеков, имел пять палуб на всем протяжении корпуса корабля. В корме «Орлана» был оборудован подпалубный ангар, рас­считанный на постоянное базирование трех вертолетов, а также поме­щения для хранения авиационного боезапаса и топлива, подъемник для подачи вертолетов на верхнюю палубу. Там же, в кормовой части, располагался и отсек с подъемно-опускным устройством буксируемой антенны гидроакустического комплекса «Полином». Будущий ТАРКР имел развитые надстройки, которые выполнялись с широким использо­ванием алюминиево-магниевых сплавов (будущая война за Фолкленды показала ошибочность слишком сильного увлечения этим материалом, из-за которого британские корабли горели как спички). Основная часть вооружения была сосредоточена в носовой части корабля и в корме. В целом корабль получился весьма удачным и мощным, хотя и слишком уж большим и, как следствие, достаточно дорогим в постройке.

 

ПОСТРОЙКА КОРАБЛЯ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Создание такого очень крупного надводного корабля как ТАРКР типа «Киров» сразу же вызвало массу проблем, одной из которых стал выбор места серийной постройки этих «ракетных линкоров». Еще бы - предстояло строить не просто большие, а очень большие корабли, стан­дартное водоизмещение которых превышало 24 тыс. т, а наибольшая длина корпуса составляла 251 м. Для сравнения - максимальная длина японского линкора «Ямато» составляла 263 м, хотя, конечно, по водоиз­мещению этот гигант из гигантов был в два с лишним раза больше.

Для серийной постройки крейсеров проекта 1144 в то время подо­шел только один судостроительный завод - Балтийский в Ленинграде. Расположенное в Северодвинске «Северное машиностроительное предприятие» и Черноморский судостроительный завод в Николаеве предъявляемым к строительству пр. 1144 требованиям по разным причинам не подходили. Так что выбор безальтернативно пал на Балтийский завод, где для постройки новых кораблей пришлось специ­ально формировать поточную линию первичной обработки листовой стали и линию плазменной резки листов бронестали и толстых листов нержавеющей стали для баков железоводной защиты, требовавших получения особой чистоты поверхности и кромок. В общей сложности для корпуса «Кирова» необходимо было собрать и сварить свыше 300 объемных секций, масса некоторых достигала 80 т (надстройка с 70 % насыщением формировалась отдельно). Кроме того, в целях обеспечения безопасных условий спуска корабля на воду на заводе были изготовлены специальные понтоны.

По воспоминаниям участников тех событий, наибольшие трудности возникли в ходе организации производства и технологии сборки и монтажа агрегатов атомной паропроизводящей установки. Эти работы осуществлялись в цехе, затем установка вывозилась вместе с баками железоводной защиты по специальному рельсовому пути в зону работы плавкрана, доставлялась к достроечной набережной и там уже произ­водились установка и монтаж.

Проектирование атомной паропроизводящей установки для ТАРКР пр. 1144 вообще было связано со значительными трудностями. Дело в том, что имевшаяся двухреакторная атомная паропроизводящая уста­новка ВМ-4, применявшаяся на первых советских атомных подводных лодках, после отмены для «Орлана» ограничений по водоизмещению уже не удовлетворяла требованиям по мощности, а трехреакторная установка атомного ледокола «Ленин» по своим габаритам и массе просто «не влезала» в корпус крейсера, да и по ряду других требований она не удовлетворяла военных. Пришлось для «Кирова» проектировать новую атомную энергоустановку, а заодно - разрабатывать концепцию по созданию систем безопасности, включая системы аварийного рас­холаживания и локализации аварии. Причем, как указывается в отече­ственной военно-морской литературе, данные системы рассчитывались на проектную аварию «разрыв трубопровода теплоносителя на макси­мальном диаметре». Разработчиками была применена блочная схема компоновки, позволившая уменьшить габариты АЭУ и улучшившая ее эксплуатационные параметры, а также имевшая режим естественной циркуляции по первому контуру на высоких уровнях мощности ядерного  реактора, автоматическую систему расхолаживания, которая была способна выполнить операции по глушению ядерного реактора даже в случае опрокидывания корабля. Реакторы для «Орлана» разрабатыва­лись на базе ЯР, использовавшихся на атомных ледоколах, но имелись и некоторые отличия. Они - двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах, а в качестве замедлителя и теплоносителя применена вода высокой степени чистоты.

Но важнейшей уникальной особенностью главной энергоустановки крейсеров типа «Киров» стал ее тип - комбинированный, поскольку наряду с атомной ЭУ, на борту корабля установлена и резервная энергоустановка на базе двух паровых котлов. Участники тех событий утверждают, что на одном из совещаний по вопросам разработки ТАРКР проекта 1144 тогдашний главнокомандующий ВМФ СССР Сергей Горшков спросил собравшихся: «А вы представляете, что будет, если в каком-нибудь Южно-Китайском море «полетят» сразу оба ядерных реактора? Какой это будет удар по престижу советско­го флота?». Результатом совещания и стало решение установить на крейсер резервную неядерную энергетическую установку, способ­ную обеспечить кораблю ход в 17 узлов.

Следует особо отметить, что на новом крей­сере был осуществлен ряд новых и нетрадици­онных решений. Одним из них являлось воз­ведение надводной конструктивной защиты, которой охватывались все погреба ракетного боезапаса и реакторный отсек. Причем вна­чале предусматривалась установка в районе ватерлинии 15-сантиметрового главного бро­невого пояса, но в процессе проектирования его пришлось убрать - высвободившиеся веса были отданы под различное вооружение и оборудование. При этом комплекс С-300Ф оставили без бортовой брони, сохранив лишь защищенные крышки, поскольку посчита­ли, что расположение пусковых установок в подпалубных помещениях и так создает им надежную защиту от боевых и иных повреж­дений. Но вот с главным ударным оружием, ракетным комплексом «Гранит», поступили несколько иначе - его подпалубные пуско­вые установки все же защитили наклонной броней, а также оборудовали конструктив­ное прикрытие и со стороны днища корабля (кроме того, в случае возгорания в ракетных шахтах, они могут быть быстро заполнены забортной водой). Практически аналогичную защиту получил и погреб для хранения боеза­паса противолодочного ракетного комплекса «Метель».

Получили броневую защиту также поме­щения главного командного пункта и боевого информационного поста корабля, которые располагаются внутри корпуса крейсера на уровне ватерлинии. Кроме того, броня при­крывает помещение вспомогательных паро­вых котлов и реакторный отсек, а в корме броневая защита имеется по бортам и на крыше вертолетного ангара, вокруг хранилища авиационного топлива и боезапаса, локальное броневое прикрытие размещено и над румпельными отделениями. Бронезащитой обо­рудованы артиллерийские установки, погреба боезапаса и другие, не упомянутые здесь, комплексы оружия. Сплошной бортовой брони, как таковой, на крейсерах типа «Киров» нет, но на 2,5 м выше ватерлинии и ниже ее на 1 м от носа до кормы проложен утолщённый пояс, ставший важным элементом конструктивной защиты корабля.

Тактико-технические характеристики ТАРКР типа "Киров" пр. 1144/11442 "Орлан" Проект 1144 11442 Первоначальное название Киров Фрунзе Калинин Юрий Андропов Дата закладки 26.03.1974 г. 26.07.1978 г. 21.07.1983 г. 25.04.1984 г. Дата спуска на воду 27.12.1977 г. 26.05.1981 г. 25.04.1986 г. 25.03.1989 г. Дата подписания приемного акта 30.12.1980 г. 31.10.1984 г. 30.12.1988 г. 09.04.1998 г. Дата вывода из боевого состава 17.10.1998 г. С 18.06.1999 г. - в резерве - - Стандартное водоизмещение, т 24100 24300 24300 24610 Макс. длина 251 Макс. ширина 28,5 Осадка средняя 10,33 Тип ГЭУ Атомная паропроизводящая установка с двумя водно-водяными реакторами тепловой мощностью по 300 МВт и паротурбинная установка с двумя ГТЗа мощностью по 70000 л.с. Вспомогательный ЭУ Два автоматизированных паровых котла КВГ-2 с КПД до 84% и паропроизводительность по 115 т/ч Электроэнергетическая система

4х3000 кВт паротурбогенератора,

4х1500 кВт газотурбогенератора

Количество валов 2 Полный ход, уз. 31 Экономичный ход, уз. 18 Автономность, сут 60 (по запасам продовольствия) Мореходность, баллов Неограниченная Дальность плавания на вспомогательной ЭУ 1300 при скорости 17 уз. Экипаж (в т.ч. летный персонал) 759 (18) 760 (18) Запас топлива для вспомогательной ЭУ, т 1120 Запас топлива для вертолетов, т 58

Впервые в практике отечественного кора­блестроения были разработаны и реализованы принципиально новая схема размагни­чивающего устройства и способ магнитной обработки боевого корабля такого большого водоизмещения.

Отличительной особенностью новых ракетных крейсеров стало то, что впервые в практи­ке отечественного кораблестроения большая часть комплексов оружия была выполнена в закрытом исполнении, то есть размещались в подпалубных помещениях. К ним относятся, в первую очередь, противокорабельный ракет­ный комплекс «Гранит» и зенитный ракетный комплекс С-300Ф, и даже комплекс противо­лодочного управляемого оружия «Метель» был разработан в специальном исполнении: боекомплект ПЛУР размещался в горизон­тальном барабане револьверного типа и был убран под палубу полубака, располагался в закрытом помещении. Причем для отработки вопросов использования различного корабель­ного вооружения был построен специальный плавучий стенд-отсек, на котором изучались залповость, воздействие на конструкции пламени при старте ракет, схема обслуживания комплексов оружия, системы пожаробезопасности, производился выбор оптимальной тра­ектории пуска ракет и пр.

ТАРКР

И, наконец, об обитаемости корабля, то есть о бытовых условиях, созданных конструктора­ми для экипажа. Для офицеров и мичманов на крейсерах типа «Киров» имеется около 140 одно- или двухместных кают, а для матросов и старшин предусмотрены хорошо оборудо­ванные и удобные кубрики - по 6-30 человек в каждом. В общей же сложности на крейсерах пр. 1144 имеется около 1600 оборудованных системами кондиционирования воздуха поме­щений, а протяженность коридоров и тамбу­ров превышает 20 километров. В распоряже­нии личного состава - 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6х2,5 м, хорошо обо­рудованный двухъярусный медицинский блок с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентге­нографическим кабинетом, амбулаторией, зубоврачебным кабинетом и операционной, а также спортзал, три кают-компании (мичман­ская, офицерская и для адмиралов), салон для отдыха. Есть даже собственная телестудия, а в надстройке расположены два пассажирских и один грузопассажирский лифты.

 

ВООРУЖЕНИЕ КОРАБЛЕЙ ПР.1144/11442

Состав вооружения корабля пр. 1144 полу­чился достаточно разнообразным (хотя неко­торые специалисты намекают даже на его «излишнюю пестроту») и включал в себя:

противокорабельный ракетный комплекс «Гранит» (20 подпалубных ненаводящихся ПУ контейнерного типа, поднятых на угол старта; старт - с заполнением контейнеров забортной водой; ракета - сверхзвуковая ЗМ45); противолодочный ракетный комплекс «Метель» (одна сдвоенная наводящаяся ПУ контейнерного типа, боезапас - 10 противо­лодочных управляемых ракет 85Р); два зенитных ракетных комплекса С-300Ф «Форт». В каждый входят 6 подпалубных ПУ барабанного типа, боезапас - 48 зенитных управляемых ракет 5В55РМ; система управления ЗР-41 - по одной для носовой и кормовой батарей); зенитный ракетный комплекс «Оса-МА» (две двухбалочные наводящиеся палубные ПУ ЗИФ-122; боезапас - 40 ЗУР 9МЗЗ; две системы управления 4Р-33); две одноствольные 100-мм артустановки АК-100 с системой управления артиллерий­ским огнем «Лев» (боезапас - 1200 выстре­лов, длина ствола - 60 калибров); восемь шестиствольных 30-мм автомати­ческих скорострельных артустановок АК-630М с системой управления «Вымпел» (боезапас - 48 тысяч выстрелов, четыре станции СУАО «Вымпел»); два пятитрубных 533-мм торпедных аппа­рата ДТА-53-1144 (боезапас 10 торпед СЭТ-65 или 53-65К; корабельная система управления стрельбой «Пурга-1144»), расположенных на второй палубе - стрельба производится через бортовые лацпорты, закрытые в походном положении; одна двенадцатиствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000 (боезапас - 72 реактивные глубинные бомбы) и две шестиствольные 305-мм РБУ-1000 (боезапас - 48 РГБ); три вертолета постоянного базирования (Ка-25 или Ка-27 различных модификаций; установлена радионавигационная система привода и посадки вертолетов); комплекс средств радиоэлектронной борь­бы в составе двух 140-мм двухствольных ПУ ПК-2М и восьми 122-мм десятиствольных ПУ ПК-10. ТАРКР

В последующем корабли типа «Киров» стро­ились по усовершенствованному пр. 11442 (главный конструктор - Б.И. Купенский, а с 1982 г., после его смерти, должность главного конструктора по ТАРКР пр. 1144/11442 занял Вилиор Александрович Перевалов), в том же корпусе и практически с теми же корабельны­ми механизмами, но с иным составом воору­жения. При этом вследствие того, что испы­тание и постановка на вооружение различных комплексов оружия затягивались, все корабли типа «Киров» - в большей или меньшей сте­пени - различаются по составу ракетного и артиллерийского вооружения.

В соответствии с первоначальным про­ектом, модернизированные ТАРКР должны были получить: вместо ЗРК «Оса-МА» две батареи нового ЗРК «Кинжал» (четыре подпалубные ПУ вертикального пуска по четы­ре восьмиракетных «барабана» в каждом); вместо ЗАК АК-630М - новый зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» в составе шести боевых модулей; вместо двух одноствольных 100-мм артустановок - одну двуствольную 130-мм артиллерийскую уста­новку арткомплекса АК-130-МР-184, а вме­сто противолодочного комплекса «Метель» - более эффективный комплекс «Водопад-НК», ракето-торпеды которого могли выстреливать­ся из стандартных 533-мм торпедных аппаратов (это позволяло убрать с корабля гро­моздкую ПУ комплекса «Метель»). Однако в конечном итоге первый корабль, строившийся по пр. 11442 (ТАРКР «Фрунзе») не получил ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик», оставшись по-прежнему вооруженным ЗРК «Оса-МА» и ЗАК АК-630М; следующий за ним ТАРКР «Калинин» все же получил ЗРАК «Кортик» (артустановки АК-630М были демонтирова­ны), а также был вооружен новым комплексом противоторпедной и противолодочной защиты РКПТЗ-1 «Удав-1» (взамен установок РБУ-1000).

И только последний корабль серии - ТАРКР «Петр Великий» (бывший «Юрий Андропов») получил практически весь пред­усмотренный набор нового вооружения:

комплекс «Кинжал» - две ПУ по четыре восьмиракетных «барабана», общий боезапас - 64 ЗУР 9М330; шесть боевых модулей ЗРАК «Кортик» (боезапас - 36000 выстрелов калибра 30 мм и 192 ЗУР 9М311); двуствольную 130-мм артустановку комплек­са АК-130-МР-184 (боезапас 1000 выстрелов); две пятитрубные ракето-торпедные пусковые установки для стрельбы ракето-торпедами противолодочного комплекса «Водопад-НК» и торпедами (боезапас 30 ПЛУР и/или торпед); две десятиствольные 300-мм ПУ комплекса «Удав-1» (боезапас 120 РГБ), а также 12 десятиствольных ПУ ПК-10 комплекса РЭБ - взамен четырех ПУ ПК-2М и десяти ПУ ПК-10 на более ранних кораблях.

Кроме того, на ТАРКР «Петр Великий» носовая батарея ЗРК С-300Ф «Форт» была заменена на модерни­зированный вариант комплекса, получивший обозначение С-300ФМ «Форт-М», и боезапас главного калибра ПВО этого крейсера теперь включает 48 ракет 5В55РМ - для С-300Ф и 48 более эффективных ракет 48Н6 - для С-300ФМ. Впрочем, такое решение нельзя признать правильным, учитывая, что боевые средства двух модификаций «оморяченного» ЗРК С-300 не являются взаимозаменяемыми, да к тому же теперь на корабле стоит две системы управления - ЗР-41 для С-ЗООФ и ЗР-48 для С-300ФМ.

Изначально не планировавшийся, но став­ший основным оружием «атомных линкоров» противокорабельный комплекс оперативно-тактического назначения П-700 «Гранит», был разработан в подмосковном НПО машиностро­ения (ОКБ-52) под руководством Владимира Николаевича Челомея и представляет собой уникальную оружейную систему, оснащен­ную построенной на основе мощной ЭВМ с использованием нескольких информацион­ных каналов полностью автономной бортовой системой управления, позволяющей довольно успешно действовать в сложной помеховой обстановке и выделять на фоне помех нужную цель. Причем под руководством В.Н. Челомея специально для этого комплекса была раз­работана система космического целеуказания МКРЦ «Легенда».

Сверхзвуковой ракете комплекса «Гранит» в полете программой задается оптимальная с точки зрения преодоления ПРО корабельного соединения противника траектория, причем имеется возможность формирования необхо­димого боевого порядка ракет при залповой стрельбе и обмена информацией между ними (такое построение получило неофициальное название «волчья стая»). На марше ракету ведет бортовая инерциальная система управ­ления, а на участке атаки - радиолокационная система самонаведения. Ракета может осна­щаться обычной или ядерной боевой частью. Единственным недостатком комплекса «Гранит», установленного на крейсерах типа «Киров», стал тип старта ракет - ввиду того, что ПКРК «Гранит» разрабатывался первоначально для атомных подводных крейсеров проекта 949, он получил подводный старт, что требует перед пуском ракеты заполне­ния ракетной шахты водой. Такая процедура занимает определенное время и в некото­рой степени может служить демаскирующим признаком, свидетельствующим о подготовке корабля к ракетной стрельбе главным удар­ным комплексом.

Следует особо подчеркнуть, что установ­ленный на ТАРКР «Петр Великий» модернизированный зенитный ракетный комплекс С-300ФМ «Форт-М», будучи разработан на базе армейского ЗРК С-300ПМУ2 «Фаворит», имеет существенно расширенные зоны пора­жения целей по дальности, высоте и нижней границе. Кроме того, увеличена возможность перехвата высокоскоростных целей, в том числе баллистических ракет, и значительно увеличена канальность по цели и по раке­те. Благодаря этому последний крейсер типа «Киров» получил возможность эффективно обеспечивать не только противоздушную, но и противоракетную оборону кораблей и пунктов базирования.

ТАРКР

На последнем атомном крейсере пр. 11442 установлен также уникальный ЗРК «Кинжал». Восьмиконтейнерные барабан­ные револьверного типа пусковые установ­ки, размещенные под палубой, обеспечи­вают «холодный» катапультный старт ЗУР с неработающим двигателем. Причем ракеты могут запускаться при бортовой качке до 20°. Наведение ракеты на цель осущест­вляется телеуправлением. Отличительной особенностью передающего устройства РЛС системы управления ракетной стрельбой данного комплекса, имеющей дальность обнаружения до 45 км, является поочеред­ная работа в целевом и ракетном каналах. Цифровой вычислительный комплекс ЗРК «Кинжал» позволяет ему работать в раз­личных режимах, в том числе в полностью автоматическом: взятие цели на сопрово­ждение, выработка данных для стрельбы, пуск и наведение ракеты, оценка результа­тов стрельбы и перенос огня на другие цели. Это на порядок выше образцов, работающих по принципу «выстрелил-забыл», так как в этом случае не надо даже «вспоминать» о том, что надо по кому-то стрелять.

В качестве второго зенитного калибра на первых двух кораблях типа «Киров» установ­лены проверенные временем шестиствольные 30-мм автоматы АК-630М с системой управ­ления огнем МР-123. На «Кирове» четыре батареи (по две установки в каждой) разме­щены так, что обеспечивают классическую -360° - диаграмму обзора и обстрела. На «Адмирале Лазареве», бывшем до 27 мая 1992 г. «Фрунзе», кормовые батареи перенес­ли с юта на «спонсоны» кормовой надстройки, поскольку на их месте планировалось уста­новить ЗРК «Кинжал». На втором и третьем крейсерах проекта 11442 вместо зенитных артиллерийских установок размещены уни­кальные зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик», созданные на базе армейской самоходной системы «Тунгуска». Они имеют модульное построение: командный модуль с РЛС обнаружения воздушных целей и боевой модуль, состоящий из двух 30-мм скорострельных шестиствольных автоматов и восьми пусковых установок ЗУР, а также РЛС с антенным постом для наведения последних. Причем целеуказание на боевой модуль ЗРАК способна выдавать также и система управле­ния огнем ЗРК «Кинжал». На рубеже 8-1,5 км цель обстреливается ЗУР с радиокомандным наведением, а в зоне 1,5-0,5 км - добивается огнем артиллерийских установок. В течение минуты комплекс способен последовательно обстрелять до 6 целей.

Вооружение кораблей пр.1144/11442 Проект 1144 11442 Первоначальное название Киров  Фрунзе                            Калинин Юрий Андропов Противокорабельное ракетное 20 наклонных ПУ сверхзвуковых ПКР 3М45 комплекса П-700 "Гранит" Противолодочное

1х2 ПУ ПЛРК "Метель" (10 ракето-торпед)

2х5 533-мм ТА (10 торпед)

2х5 универсальные ракето-торпедные ПУ для ПЛРК "Водопад-НК" и 533-мм торпед (30 ракето-торпед или торпед) Средства ПВО

12х8 ВПУ ЗРК С-300Ф  "Форт" (96 ЗУР 5В55РМ)

2х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК "Оса-М" (40 ЗУР 9М33)

8х6 30-мм АК-630М (48000 выстрелов)

 

12х8 ВПУ ЗРК С-300Ф  "Форт" (96 ЗУР 5В55РМ)

2х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК "Оса-МА" (40 ЗУР 9М33)

6 боевых модулей ЗРАК "Кортик" (192 ЗУР 9М311, 36000 выстрелов)

 

6х8 ВПУ ЗРК С-300Ф (48 ЗУР 5В55РМ) и 6х8 6х8 ВПУ ЗРК С-300ФМ (48 ЗУР 48Н6)

2х4 ПУ ЗРК "Кинжал" (64 ЗУР 9М330)

6 боевых модулей ЗРАК "Кортик" (192 ЗУР 9М311, 36000 выстрелов)

 

 

Артиллерия 2х1 100-мм АК-100 (1200 выстрелов) 1х2 130-мм АК-130 (1000 выстрелов) Реактивно-бомбовое

1х12 213-мм РБУ-6000 (72 РГБ)

2х6 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ)

1х12 213-мм РБУ-6000 (72 РГБ)

2х10 РБУ-12000 "Удав-1" (120 РГБ)

Авиационное 3 вертолета Ка-27ПЛ и/или Ка-25РТ Плавсредства Командирский катер проекта 1404, два рабочих катера проекта 1402Б, служебный катер проекта 1390 Радиолокационное РЛС ОВНЦ МР-710М "Фрегат-М" и МР-600 "Восход" РЛС ОВНЦ МР-710М "Фрегат-М2" и МР-600 "Восход" Гидроакустическое ГАК "Полином" Радиоэлектронной борьбы

4 станции комплекса "Гурзуф-А" и 4 станции "Гурзуф-Б"

Комплекс "Кантата-М" БИУС "Аллея-2М" "Лесоруб-44"

 

СЛУЖБА ТАРКР «Киров» / «Адмирал Ушаков»

В списки ВМФ СССР головной корабль типа «Киров» был зачислен 6 октября 1973 г., 26 марта следующего года он был заложен на стапеле Балтийского завода, а к сере­дине декабря 1975 г. уже был фактически сформирован экипаж будущего ТАРКР (атом­ный «Киров» получил Краснознаменный флаг своего предшественника, легкого крейсера «Киров»). Первый командир корабля, тогда капитан 1 ранга, а затем - контр-адмирал Александр Сергеевич Ковальчук, под началом которого автору довелось проходить обучение в ВВМУ имени Фрунзе, узнал о своем назначении весьма оригинальным способом - об этом ему на XXV съезде КПСС, где он был делегатом, сообщил главком ВМФ СССР Сергей Горшков. Причем по личному указа­нию командира 7-й оперативной эскадры КСФ контр-адмирала В.И. Зуба, в состав которой должен был в последующем войти крейсер, новоиспеченному командиру «ракетного лин­кора» было разрешено отобрать на эскадре лучших специалистов, после чего костяк эки­пажа прошел дополнительную подготовку в учебном центре (по теме эксплуатации АЭУ и вообще - по ядерной безопасности), на кораблях флота и на предприятиях оборонной промышленности, на многих из которых в то время создавалась принципиально новая техника для крейсера, количество которой превышало шесть десятков.

Причем в ходе постройки крейсера не обо­шлось и без весьма интригующих ситуаций. Так, по воспоминаниям тогдашнего коман­дира Ленинградской военно-морской базы, а с 1981 г. - командующего Северным фло­том, адмирала Аркадия Михайловского («Адмиралтейская игла», 1999 г. издания), «однажды утром в адмиралтейском кабине­те раздался характерный звонок аппарата правительственной связи... и тут же гневный голос Горшкова: «Какие такие боевые пловцы шастают у вас вдоль борта «Кирова»? Вы что, уроки потопления линкора «Новороссийск» позабыли?... Час назад в Неве, в десяти метрах от борта «Кирова» всплыл человек в маске и ластах... Крейсер обследовать водо­лазами! Прикрыть сетями! Любых боевых пловцов немедленно уничтожить!»

Как вспоминал А.П. Михайловский, при­бывший вскоре из Кронштадта отряд борьбы с ПДСС «отбомбил для профилактики аквато­рию, потом осмотрел причалы завода и ворот порта. Водолазы метр за метром обследовали подводную часть корпуса крейсера, но ничего подозрительного не обнаружили», однако вскоре крейсер все же окружили металличе­ской сеткой, подвешенной на поплавках от поверхности до грунта, а также усилили посты охраны на верхней палубе.

27 декабря 1977 г. крейсер спустили на воду, а почти ровно через три года - пере­дали флоту. 6 марта 1981 г., после офици­ального завершения испытаний «Киров» был включен в боевой состав Краснознаменного Северного флота. Переход ТАРКР к месту базирования вызвал настоящую сенсацию на Западе - так, например, каналы CNN и CBS посвятили этому событию не один репортаж. Не обошлось и без внештатных ситуаций: при проходе балтийских проливов атомоходу по каким-то своим причинам не стал уступать дорогу достаточно большой паром, курсиро­вавший между Швецией и Данией, а затем при выполнении на сверхмалой высоте разве­дывательного облета корабля задел крылом воду и упал шведский самолет-разведчик.

Несмотря на то, что освоение новой техники шло очень тяжело - постоянно возникали раз­личные проблемы, выходили из строя отдель­ные образцы оборудования - атомный крейсер «Киров» неоднократно ста­новился лучшим на флоте по итогам учебного года и неоднократно награждался вымпелами главнокомандующего ВМФ и министра обороны СССР.

А в декабре 1983 г. «Кирову» пришлось в прямом смысле пройти испытание огнем: в ходе боевых действий в Ливане корабли стран НАТО, выступив фактически на сторо­не Израиля, оказывали его войскам огневую поддержку, обстреливая позиции ливанских и сирийских войск. Москва решила помочь своим сирийским союзникам и «вытащила из рукава» свой самый главный козырь - напра­вила в Средиземное море новейший боевой корабль, ТАРКР «Киров». Контр-адмирал А.С. Ковальчук позднее вспоминал: «Я уже в то время учился в академии, но позвонил глав­ком и сказал - отпустите командира крейсера «Киров»... И как только мы подошли туда на расстояние 600 км, все было немедленно пре­кращено артиллерийский огонь прекращен, а все корабли ушли в островную зону. После этого все доклады разведки показывали, что американские крупные боевые корабли ближе, чем на 500 км к нам не подходят». К этому можно добавить только одно получается, что американская разведка смогла все же узнать приблизительную дальность пуска ракет ком­плекса «Гранит». А в следующем году кора­блю пришлось отражать реальный ракетный удар: в мае 1984 г. в Североморске произошел взрыв складов боеприпасов и всем кораблям было приказано срочно покинуть базу, но ТАРКР «Киров» самостоятельно, без буксиров отойти не мог и тогда командир корабля капи­тан 1 ранга А.С. Ковальчук приказал открыть огонь корабельными артустановками, чтобы не допустить поражение крейсера разлетаю­щимися ракетами.

Выпала на долю отечественного первен­ца атомного надводного кораблестроения и трагичная обязанность - крейсеру пришлось принимать участие в двух спасательных операциях, причиной которых стали катастрофы с советскими атомными подводными лод­ками. Первый случай относится к октябрю 1986 г. - тогда в Атлантике после взрыва баллистической ракеты в шахте тонул РПКСН «К-219»: командиру «Кирова» С. Лебедеву (Ковальчук к тому времени уже стал командиром бригады кораблей) было прика­зано выйти в одиночное плавание и на «всех парах» идти в район нахождения атомохода, старшим на борту был назначен командующий КСФ адмирал Иван Капитанец. Крейсер, взяв­ший на борт второй экипаж РПКСН, в течение шести суток шел скоростью 26 узлов, но смог прибыть туда уже после того, как субмарина ушла_на дно океана, зато своим грозным видом он отогнал буквально кишевшие в том месте американские боевые корабли. Неделю крейсер патрулировал район гибели «К-219», пока не было установлено, что подлодка затонула на очень большой глубине - после этого «Киров» сменил другой корабль - БПК «Маршал Василевский», на борту которого находилась группа ученых-ядерщиков, полу­чивших задачу исследовать акваторию в районе катастрофы. Второй раз ТАРКР «Киров» принимал участие в аналогичной операции в апреле 1989 г. - корабль находился в море, когда из штаба поступил срочный приказ следовать к месту аварии АПЛ «Комсомолец», и именно на борту «Кирова» большая часть выживших членов экипажа субмарины - 27 человек -  была доставлена на берег. Однако спаса­тельная миссия оказала губительное воз­действие на сам корабль - обычное в боевых условиях форсирование хода оказалось для крейсера непосильным, в результате чего из строя вышел главный редуктор! Операция по его замене вылилась в чрезвычайно сложную в техническом плане и очень дорогостоящую в плане финансовом операцию - пришлось ставить ТАРКР в док и вырезать блок снизу вместе с участком днища. После этого неудачи преследовали «Киров» одна за другой: вскоре после ремонта во время ходовых испытаний потек первый контур паропроизводящей установки левого борта, после очередного ремонта на боевой службе в Средиземном море потек уже первый контур ППУ правого борта. Корабль вновь поставили в ремонт, из которого он уже так и не вышел.

В настоящее время на крейсере имеется серьёзная поломка главного редуктора турбозубчатого агрегата. Ее ремонт возможен только при существенном демонтаже корпусных конструкций. Было принято решение об утилизации корабля. Однако сейчас планируется произвести его ремонт и полную модернизацию. Ввод в строй возможен после 2020 года.

  «Фрунзе» /«Адмирал Лазарев»

Корабль был зачислен в списки флота 25 февраля 1978 г., заложен на стапеле Балтийского завода 26 июля 1978 г., спущен на воду 26 мая 1981 г., а 31 октября 1984 г. -пополнил боевой состав Тихоокеанского флота ВМФ СССР (по другим данным, соответствующий приказ главкома был подписан 7 декабря 1983 г.). Первый подъем военно-морского флага на корабле был произведен 2 февраля 1985 г., в день столетия со дня рож­дения Михаила Фрунзе, а дата эта приказом министра обороны СССР была установлена как день корабля.

Переход к месту базирования ТАРКР «Фрунзе» совершил с 21 августа по 12 ноя­бря 1985 г., совершив попутно заходы в порты Анголы, Мозамбика, Южного Йемена и Вьетнама.

С 1992 года переименован в «Адмирал Лазарев».

С 1999 года небоеспособен. Нуждалася в ремонте, но в связи с отсутствием средств было принято решение об утилизации. В 2004-2005 гг. выгружены ЯЭУ. По состоянию на 2010 год находился в заливе Стрелок в Японском море.

Планировался к утилизации. Однако, по сообщениям СМИ, в 2011 году принято решение о его восстановлении и модернизации.

 

«Калинин» / «Адмирал Нахимов»

Третий по счету корабль типа «Киров», которому было присвоено имя «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина, был заложен на стапеле 21 июля 1983 г., спущен на воду 25 апреля 1986 г., и 16 октября 1988 г. крейсер вышел на ходовые испытания в Балтийское море, а в конце того же года совершил переход на Северный флот и 21 апреля 1989 г. официально вошел в боевой состав Северного флота.

В феврале 1991 г., находясь на боевой службе в Средиземном море, «Калинин» ока­зал помощь экипажу турецкого сухогруза, в том же году завоевал приз главкома ВМФ СССР по ракетной подготовке, но на этом, фактически, его счастливые минуты и закончились. С самого начала службы у корабля начались проблемы с эксплуатацией активной зоны - она оказалась плохого качества и ее эксплуатация шла не в рабочем, а в допусти­мом режиме.

С 1999 года стоит на ремонте и модернизации на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Находится в менее плачевном состоянии, чем «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков», и не планировался к утилизации. 

В 2012 году должно быть завершено проектирование нового облика корабля. Прежде всего, планируется заменить морально устаревшее радиоэлектронное оборудование. После модернизации крейсер должен быть передан Тихоокеанскому флоту.

 

«Юрий Андропов» / «Петр Великий» Крейсер

Последний корабль серии, больше извест­ный по своему второму названию - «Петр Великий», превзошел по славе головной крейсер и является на сегодня самым мощ­ным надводным кораблем российского ВМФ, да и пожалуй всего мира (исключение могут составить разве что американ­ские атомные авианосцы, несущие мощное авиакрыло). Корабль был зачислен в списки ВМФ СССР 11 марта 1984 г. под именем «Юрий Андропов», заложен на стапеле 25 апреля 1986 г., спущен на воду 25 апреля 1989 г., а вот в боевой состав флота вошел только 9 апреля 1998 г. Однако, как говорит­ся, нет худа без добра - благодаря такому длительному периоду достройки, корабль получил практически все запланированное по пр. 11442 вооружение и был оснащен новой БИУС, позволившей реализовать, наконец-то, на ТАРКР единый замкнутый контур ПВО.

27 октября 1996 г. во время проведения заводских испытаний в Балтийском море в носовом машинном отделении корабля прои­зошел разрыв отводящего участка паропровода высокого давления. Человеческих жертв, к сожалению, избежать не удалось.

Учитывая, что ТАРКР «Петр Великий» на сегодня является едва ли не самым ходовым кораблем российского флота, описывать подробно его службу - достаточно сложное мероприятие. Поэтому хотелось бы упомя­нуть здесь два эпизода: участие корабля в операции по поиску атомохода «Курск» и совсем недавнее событие - поход ТАРКР

«Петр Великий» во главе отряда боевых кора­блей Северного флота в Венесуэлу с заходом в порты ряда других стран мира и даже уча­стием в операции по борьбе с сомалийскими пиратами.

Дальний поход ОБК Северного флота в составе ТАРКР «Петр Великий», БПК «Адмирал Чабаненко» (пр. 11551) и вспомо­гательных судов начался 22 сентября 2008 г. Командиром отряда боевых кораблей был назначен контр-адмирал Владимир Касатонов, а старшим похода - заместитель командую­щего СФ вице-адмирал Владимир Королев. Причем уже 29 сентября крейсер отработал задачу по отражению атак малоразмерных скоростных надводных целей, не отвечающих на запросы по средствам связи - в будущем полученные навыки пригодились морякам в ходе борьбы с пиратами.

7 октября отряд боевых кораблей форси­ровал Гибралтарский пролив и вошел в воды Средиземного моря, и вскоре ТАРКР «Петр Великий» совершил заход в ливийский порт и военно-морскую базу Триполи, турецкую военно-морскую базу Аксаз-Караагач и французскую ВМБ Тулон, после чего вновь взяли курс в Атлантику - 10 ноября крейсер форси­ровал Гибралтарский пролив, тогда как БПК «Адмирал Чабаненко» и спасательный буксир СБ-406 уже шли в направлении к Карибскому морю. На переходе морем морские пехотинцы, разместившиеся на борту «Петра Великого», провели учения и занятия по огневой подго­товке с боевой стрельбой из всех видов стрел­кового оружия и гранатометов, имеющихся у них на вооружении. Благо размеры корабля и огромные просторы океана позволяли сделать это без особых проблем. Кроме того, экипаж крейсера выполнил ряд учений по плану бое­вой подготовки: артиллерийские стрельбы из комплекса АК-130-МР-184 и 30-мм зенитных автоматов.

В конце ноября 2008 г. российские кораб­ли, преодолев за время похода более 13 тысяч миль, встретили в акватории Карибского моря отряд боевых кораблей ВМС Венесуэлы - фрегаты УРО «Брион» и «Сукре», затем БПК «Адмирал Чабаненко» и буксир-спасатель СБ-406 ошвартовались у причалов порта Ла-Гуайра, а ТАРКР «Петр Великий» и большой морской танкер «Иван Бубнов» встали на рейде порта. На борту БПК, командиром которого является капитан 1 ранга Анатолий Долгов, побывали многочисленные официальные лица, в том числе президенты России Дмитрий Медведев и Венесуэлы Уго Чавес. Затем корабли при­няли участие в совместном военно-морском учении «ВЕНРУС-2008». После завершения официального визита в Венесуэлу российские корабли разделились - ТАРКР «Петр Великий» направился к берегам ЮАР, где он впоследствии выполнил заход в Кейптаун, а остальные корабли - на Кубу.

ТАРКР

Следующим пунктом в плане дальнего похода ТАРКР «Петр Великий» стало совместное российско-индийское учение «Индра-2009», проводившееся в акватории Индийского океана. К месту назначения корабль прибыл, обогнув Африканский континент, а затем завершил заход в индийский порт Мармагао, штат Гоа, - единственный порт на западном побережье страны, в который разрешается вод кораблей с АЭУ. Причем экипажу крейсера пришлось отработать здесь не только учебные задачи совместно с ЭМ УРО «Дели» ВМС Индии, но и решать вполне боевую задачу борьбы с пиратством: 12 февраля 2009 г. вертолет Ка-27, поднятый с палубы крейсе­ра обнаружил две небольшие быстроходные лодки, которые на большой скорости приближались с кормовых углов к рыболовецкому судну, шедшему под флагом Ирана. Заметив полет, пираты прекратили движение и легли  в дрейф, недалеко была также замечена большая лодка-база, а находившиеся в них пираты принялись сбрасывать за борт оружие - еще бы, ведь к ним стремительно приближался «атомный линкор», боевой корабль таких размеров, который сомалийские корсары раньше и не видели. В конечном итоге на борт крейсера доставили 10 граждан Сомали, подозреваемых в пиратском промысле, у которых изъяли два гранатомета РПГ-7, три АК-47 и два АКМС, винтовку G-3, две противопехотные гранаты.

25 февраля ТАРКР «Петр Великий» и присоединившийся к нему БПК «Адмирал Левченко» преодолели Суэцкий канал и вошли в Средиземное море, а 10 марта атом­ный ракетный крейсер, которым командует капитан 2 ранга Феликс Меньков, прибыл в родную базу Североморск. Дальний поход, продолжавшийся с 22 сентября 2008 г. по 10 марта 2009 г., стал рекордным по длитель­ности плаванием надводного корабля в постсоветской истории отечественного ВМФ. За время дальнего похода ТАРКР побывал в трёх океанах, совершив два трансатланти­ческих перехода, выполнял задачи в аква­ториях Норвежского, Северного, Кельтского морей, моря Альборан, Гибралтарского и Тунисского проливов, Средиземного, Эгейского, Болеарского морей, централь­ной части Атлантического океана, а также в Саргассовом, Карибском и Аравийском морях и даже пересёк экватор в «золотой точке» с нулевыми координатами. За время похода крейсер совершил деловые заходы в порты Триполи (Ливия), Акзас-Караагач (Турция), Тулон (Франция), Ла-Гуайра (Венесуэла), Кейптаун (Южно-Африканская Республика), Мармагао (Индия).

30 марта 2010 г. «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне, что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в Мировом океане. Крейсер прошел через Ла-Манш, затем со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» - через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море. Затем зашел на российскую ВМБ в сирийском городе Тартус, и через Суэцкий канал совместно с ракетным крейсером ЧФ РФ «Москва» вышел в Красное море, а затем в  Индийский океан. В конце июня 2010 ТАРКР прибыл во Владивосток, где принял участие в военных учениях. Поход крейсера «Петр Великий» продлился до ноября 2010 года. За время похода корабль побывал в трех океанах: Атлантическом, Индийском и Тихом.

 

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Разработка концепции и строительство отечественного атомного ракетного крейсера «Киров» пр. 1144 явились не только и не столько ответом на вызов, брошенный США, сколько объективной необходимостью, как тогда казалось, создания для нашего ВМФ корабля, способного в первую очередь неограниченное время (в пределах автоном­ности) осуществлять поиск, обнаружение и длительное слежение за ПЛАРБ противника в любых районах мирового океана.

За участие в работах по пр. 1144 в 1985 г. были присуждены Ленинская и три Государственные премии. Среди 34-х пре­мированных было шесть представителей Северного ПКБ, в том числе и сменивший в 1980 г. Б.И. Купенского на посту главно­го конструктора пр. 11442 В.А. Перевалов. Не обошли награды и первого командира корабля Ковальчука А.С., а также многих при­нимавших участие в его испытаниях военных моряков и представителей промышленности. Б.И. Купенский был посмертно награжден орденом Трудового Красного Знамени.

При этом в процессе проектирования и даже строительства пр. 11442 трансформировал­ся из специализированного в универсальный многоцелевой корабль, явившись, по суще­ству, первым отечественным кораблем, долж­ным одинаково эффективно решать противо­лодочные, противокорабельные и противо­воздушные задачи. Совершенное же в 2008-2009 гг. длительное плавание ТАРКР «Петр Великий», имея важное военно-политическое и общественное значение, продемон­стрировало высокий боевой потенциал атом­ных ракетных крейсеров типа «Киров». Жаль только, что на сегодня «Петр Великий» - это единственный боеготовый корабль данного типа в составе российского ВМФ.  

(В. Щербаков, журнал «Обозрение армии и флота», №3/2009)

Блок управления аркадия схема Блок управления аркадия схема Блок управления аркадия схема Блок управления аркадия схема Блок управления аркадия схема Блок управления аркадия схема Блок управления аркадия схема Блок управления аркадия схема

Лучшие статьи:



Участницы дома2 без макияжа фото

Как сделать лопасти до ветряка

Как в ворде сделать один лист а3 формата

Как самому сделать кодграббер

Как строить корабль своими руками